Тема: образы в человеческой психике.

К размышлению: вы, наверное, ни раз замечали, когда заходит разговор по той или иной теме, в нашем сознании сразу всплывает образ, на котором строится дальнейшее наше психологическое восприятие. Эти психологические образы невозможно отобразить на экране, как, к примеру, невозможно отобразить электричество или гравитацию. Но это вовсе не значит, что этого нет в природе.
Почему люди действуют и чувствуют не в соответствии с действительными фактами, а со своими представлениями об этих фактах?

Эта тема хорошо раскрывается у Эрика Берна: «У каждого есть свой определенный образ мира и окружающих людей, и человек ведет себя так, как будто истиной являются эти образы, а не представляемые ими объекты. Очень трудно, например, изменить образ собственного тела. Человек, потерявший ногу, не может успокоиться, прежде чем не пройдет через период мрачности или скорби, в течение которого образ его тела приходит в соответствие с новым положением вещей.

Когда умирает любимый человек, требуется значительное усилие, чтобы приспособить свой образ мира к изменившейся ситуации. Это усилие, именуемое скорбью, весьма изнурительно, оно приводит к усталости и потере веса. Люди в состоянии скорби нередко встают по утрам более усталыми, чем ложатся вечером, и чувствуют себя, как будто проделали за ночь тяжелый труд. Они и вправду проделывают за ночь тяжкий труд, меняя свои психологические образы.

Психологические образы, управляющие нашим поведением, нагружены эмоциями.

Когда мы говорим, что кого-то любим, это значит, что образ человека в нашей психике нагружен конструктивными, нежными и благожелательными чувствами. Если же мы говорим, что кого-то ненавидим, это значит, что образ человека нагружен деструктивными, яростными и неблагожелательными чувствами.
Подлинная сущность человека или то, чем он представляется другим, оказывает на его образ лишь косвенное влияние. Хотя человек со временем может сам менять свои образы, ему не нравится, когда другие пытаются изменить их прежде, чем он сам к этому готов. Поэтому люди кричат или сердятся во время спора. Чем сильнее доводы оппонента, тем больше человек опасается за свои излюбленные образы и тем громче кричит, чтобы их защитить; и чем больше злят его оппоненты, тем они становятся несноснее.

Нам свойственна понятная, хоть и неразумная тенденция не выносить людей, «разбивающих» нас в споре, говорящих нам, что наши любимые не совсем таковы, как мы их себе выдумали, или пытающихся нам внушить симпатию к людям, образы которых нам ненавистны. В старину нередко случалось, что завоеватели казнили гонцов, приносивших дурные вести.

Так называемая «адаптация» зависит от способности изменять свои образы, приспосабливая их к новой действительности.

Как правило, люди способны менять одни образы, но не способны изменить другие. Верующий может быть готов и способность адаптироваться к любому изменению, кроме изменения религиозных взглядов. Исправный торговый агент может быть способен в несколько минут изменить свой образ деловой ситуации на основе информации, доставленной с рынка; но он может оказаться не в состоянии изменить свое представление о воспитании детей на основе информации, которую ему приносят из детского сада.

Отсюда можно заключить, что для успеха в любом деле гибкость нередко важнее умственных способностей.»

Источник: Эрик Берн «Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных»

ссылка на канал в телеграмм