Друзья, здесь приведены в качестве примера информационные вставки, которыми был дополнен рассказ участника истории для его книги «Лестница в небо»

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ВСТАВКИ К КНИГЕ «ЛЕСТНИЦА В НЕБО»

Шерпы: На Эверест как на службу

«Шерпа – народ, населяющий высокогорные районы Восточного Непала; известны благодаря работе проводниками и носильщиками у альпинистов», – сообщает толковый словарь. А недавно появилось еще одно значение, переносное: «Личный представитель главы государства… участвует в подготовке встреч на высшем уровне…» То есть делает всю неблагодарную черновую работу перед «подъемом на вершину», саммитом, а если все пройдет удачно, остается в тени, пока его босс купается в лучах славы. С настоящими шерпами дело обстоит в точности так же…

Этот небольшой народ живет у подножия Джомолунгмы много столетий. Ближайшие родственники шерп – тибетцы, живущие севернее, за перевалами: и по генотипу, и по религии (буддизм), и по языку. В рассказе о шерпах, кстати, правильнее употреблять именно тибетское название горы, ведь Эверестом ее нарекли всего 150 лет назад англичане, а Джомолунгмой эту вершину звали испокон веков.

До прихода в их страну туристов шерпы жили традиционным укладом, хозяйство было в основном натуральным: урожай со своих полей, пиво из ячменя и риса, домотканая одежда. В качестве тягловой силы и транспорта – яки. Численность народа почти не росла, ведь земля в высокогорье не слишком щедра, и прокормить большие семьи было сложно. Но все начало меняться, когда появился стабильный заработок – сопровождение туристов.

Столетия жизни в горах сделали представителей этого народа удивительно выносливыми. Они могут нести поклажу больше собственного веса, способны выдерживать перегрузки, для европейцев смертельные. Установлено, что у шерп иначе работает система кровоснабжения, немного иной метаболизм – в общем, совершать восхождения им гораздо легче.

Они начинают носить грузы для туристов часто уже с детства, через несколько лет можно «сделать карьеру» – стать горным проводником, гидом. Труд простого носильщика хотя и тяжел, но не опасен, а если не подниматься выше 6000 метров, то и для здоровья не слишком вреден. Однако и оплачивается он плохо. Те же, кто работают выше базового лагеря, за сезон обеспечивают себя и всю семью на год вперед. Но и гибнут на склонах Джомолунгмы такие гиды каждый год.

Весной 2014-го группа местных проводников крепила веревки для иностранцев, в это время ее накрыло лавиной. Погибли 16 человек – все граждане Непала, хотя и не все шерпы по национальности. После того страшного случая проводники объявили забастовку: люди были возмущены мизерной компенсацией семьям погибших. В тот год восхождения больше не совершались. Правительство увеличило сумму страховки от несчастных случаев, но все равно этих денег не хватает даже на оплату вертолета для эвакуации раненого…

Жизнь шерп за каких-то полвека неузнаваемо поменялась. С одной стороны, прежний уклад все больше разрушается, зависимость от заработка, который дают туристы, слишком велика. С другой – численность народа за 40 лет увеличилась в несколько раз. В горных деревнях появились электричество, связь, Интернет. Благодаря заработанным деньгам дети многих шерп смогли получить высшее образование, освоить профессии, не связанные с тяжелым физическим трудом и риском для жизни. А традиционный уклад в современном мире почти нигде сохранить не удается…

Лукла! Пристегните ремни!

Лукла – небольшой городок в горах восточного Непала, на высоте примерно 2900 м. Отсюда начинается самый известный и проторенный путь к Эвересту. Поэтому вся местная инфраструктура ориентирована на обслуживание туристов, направляющихся к высочайшей вершине мира. Здесь есть гостиницы, рестораны, магазины туристических принадлежностей, где можно приобрести (а потом, на обратном пути, сдать обратно за полцены) любое снаряжение.

В Луклу нельзя попасть на автомобиле: дороги нет. Добраться можно либо по воздуху, на самолете или вертолете, либо пешком. Правда, пеший поход займет целую неделю: ровно столько придется подниматься сюда от селения Джири – последней точки, до которой можно доехать на автомобиле из столицы Непала. Перелет же из Катманду занимает всего 40 минут. Правда, и тут есть свои нюансы…

Дело в том, что аэропорт Луклы, являющийся одновременно и главной достопримечательностью этого городка, считается чуть ли не самым экстремальным и опасным в мире. Недаром же он назван в честь Тенцинга и Хиллари – первых покорителей Эвереста…

Здесь только одна короткая взлетно-посадочная полоса, которая начинается у подножия 4000-метрового хребта, а заканчивается на краю 700-метровой пропасти. По бокам – горы. К тому же полоса имеет заметный уклон в направлении обрыва, и самолеты всегда заходят на посадку именно с той стороны. Взлеты и посадки выполняются исключительно в ручном режиме, без использования современных систем навигации. При посадке, например, после продолжительного маневрирования судно необходимо резко направить вниз, чтобы избежать столкновения со скалой, в которую упирается полоса. Пилот не имеет права на ошибку!

Аэропорт принимает воздушные суда (и отравляет, естественно, тоже) только днем и только при хорошей видимости. А с этим в горах, на высоте почти 3000 метров, большие проблемы: погода переменчива, сильные ветра и туманы скорее правило, чем исключение. Так что отмены рейсов тут в порядке вещей. Обычно задержки, вызванные непогодой, не затягиваются дольше чем на несколько суток, но бывает по-всякому.

Например, в ноябре 2011 года густой туман стоял больше недели, в Лукле скопилось более 2,5 тыс. туристов, ожидавших вылета в Катманду. Людей было так много, что жилья для них уже не хватало. Многие поставили палатки прямо на летном поле, другие спали в спальных мешках в столовых. Появились опасения, что скоро в Лукле может закончиться еда. Кое-кто решил отправиться вниз, к ближайшему шоссе, пешком. Непальские военные сделали попытку вывезти туристов на вертолетах, но из-за их малой вместимости и проблем с видимостью пришлось отказаться от этой идеи…

книгу можно посмотреть  в разделе «Книги»